Рабочая программа по физике
8 класс
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
. Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 8, М.: Дрофа, 2004 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Изучение Физики-8 направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и световых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
· овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, а также для решения физических задач;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
· воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
· усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
· формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
В курс физики 8 класса входят следующие разделы (темы):
1. Тепловые явления.
2. Электрические явления.
3. Электромагнитные явления.
4. Световые явления.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет, построение изображения с помощью линз.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Физика 8 класс
(2 ч в неделю, всего 68 ч.)
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено с учетом федерального компонента стандарта основного общего образования по физике и на основе программы для общеобразовательных школ. Физика 7-11 кл./ М., «Дрофа» 2001 года. Данное планирование скорректировано на основе программы основного общего образования 2004 года. Резервное время выделено на повторение изученного материала за курс всего учебного года и итоговую контрольную работу, а также на резервный урок.
Сроки |
Тема главы в учебнике |
Кол-во часов |
№ лабораторных работ |
Количество контрольных работ |
1 четверть 01,09-3,11 |
Гл.1 Тепловые явления Гл.2 Изменение агрегатных состояний вещества |
26 |
1 2 |
1
|
2 четверть 12,11-29,12 |
Гл.3 Электрические явления
|
24 |
3,4 5,6,7 |
1
|
3 четверть 12,01-23,03 |
Гл.4 Электромагнитные явления |
6 |
8 9 |
1 |
4 четверть 01,04-30,05 |
Гл.5 Световые явления |
9 |
10
|
1 |
Резервное время |
Повторение. Итоговая контрольная работа, резервный урок |
3 |
|
1 |
№ |
Тема урока |
I. |
Тепловые явления (26 ч.) |
1/1 |
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. |
2/2 |
Способы изменения внутренней энергии тела. |
3/3 |
Теплопроводность. |
4/4 |
Конвекция. Излучение. |
5/5 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. |
6/6 |
Удельная теплоемкость. |
7/7 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
8/8 |
Лабораторная работа № 1 "Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры". |
9/9 |
Решение задач на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. |
10/10 |
Лабораторная работа № 2 "Измерение удельной теплоемкости твердого тела". |
11/11 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. |
12/12 |
Решение задач по главе “Тепловые явления”. |
13/13 |
Контрольная работа № 1 “Тепловые явления». |
14/14 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. |
15/15 |
Удельная теплота плавления. |
16/16 |
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации. |
17/17 |
Кипение. |
18/18 |
Удельная теплота парообразования и конденсации. |
19/19 |
Решение задач на расчет количества теплоты, поглощаемой при испарении жидкости и выделении еe при конденсации. |
20/20 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. |
21/21 |
Решение задач. по теме “Испарение.Кипение. Влажность воздуха”. |
22/22 |
Контрольный тест “Испарение. Кипение”.Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. |
23/23 |
Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. |
24/24 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Решение задач. |
25/25 |
Обобщающий урок по главе "Изменение агрегатного состояния вещества". |
26/26 |
Контрольная работа № 2 "Изменение агрегатного состояния вещества". |
II. |
Электрические явления (24 ч.) |
1/27 |
Электризация тел при их соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. |
2/28 |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. |
3/29 |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. |
4/30 |
Объяснение электрических явлений. |
5/31 |
Электрический ток. Источники электрического тока. |
6/32 |
Электрическая цепь и ее составные части. |
7/33 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. |
8/34 |
Сила тока. Единицы силы тока. |
9/35 |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 3 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках". |
10/36 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа № 4 "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи". |
11/37 |
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. |
12/38 |
Закон Ома для участка цепи. |
13/30 |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. |
14/40 |
Реостаты. Лабораторная работа № 5 "Регулирование силы тока реостатом". |
15/41 |
Лабораторная работа № 6 "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра". |
16/42 |
Последовательное соединение проводников. |
17/43 |
Параллельное соединение проводников. |
18/44 |
Контрольная работа № 3 "Электрические явления. Электрический ток". |
19/45 |
Работа электрического тока. |
20/46 |
Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. |
21/47 |
Лабораторная работа № 7 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе". |
22/48 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. |
23/49 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. |
24/50 |
Короткое замыкание. Предохранители.Решение задач по теме “Работа и мощность электрического тока” |
III. |
Электромагнитные явления (6 ч.) |
1/51 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. |
2/52 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 8 "Сборка электромагнита и испытание его действия". |
3/53 |
Постоянный магнит. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. |
4/54 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 9 "Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)". |
5/55 |
Обобщающий урок по темам "Работа электрического тока" и "Электромагнитные явления". |
6/56 |
Контрольная работа № 4 "Работа электрического тока" и "Электромагнитные явления". |
IV. |
Световые явления (12 ч.) |
1/57 |
Источники света. Распространение света. |
2/58 |
Отражение света. Законы отражения света. |
3/59 |
Плоское зеркало |
4/60 |
Преломление света. |
5/61 |
Линзы. Оптическая сила линзы. |
6/62 |
Изображения, даваемые линзой. |
7/63 |
Лабораторная работа № 10 "Получение изображения при помощи линзы". |
8/64 |
Оптические приборы. Решение задач по теме” Световые явления” |
9/65 |
Контрольная работа № 5 "Световые явления". |
10/66 |
Решение задач на повторение изученного материала. |
11/67 |
Итоговая контрольная работа № 6. |
12/68 |
Резервный урок |